Лабиринты снов

 

24 сентября в выставочном зале «Родина» открылась юбилейная ретроспективная выставка «Лабиринты снов», посвящённая 60-летию художника Станислава Дымова.

Станислав Фёдорович Дымов родился 23 сентября 1952 года в Акимовском районе Запорожской области. В 1973 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище. С 1975 года живёт в Белгороде, почти двадцать лет работал художником в Белгородском комбинате «Торгреклама». В 2001 году вступил в Союз художников России, а с 2008 года возглавил Белгородское региональное отделение Союза художников. С 2010 года – директор выставочного зала «Родина».

Художник работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, жанровых картин, книжной иллюстрации, в области художественного проектирования. Созданные им исторические портреты и жанровые работы украшают экспозиции в Круглом здании (Головчино) и Пушкинской библиотеке-музее, а настенные росписи – интерьеры в «Артстудии», Доме правосудия, Белгородского государственного театра кукол, ресторана «Шишка», «Русь», «Порт», «Кают-компания». По его проектам и при его непосредственном участии создавались интерьеры кафе «Белоснежка», «Полёт», «Сказка», «Бригантина», «Снежная королева», ресторана «Белгород» в 1998 году, бара «Фрегат», кафе в Белгородском драматическом театре 15-летней давности и банкетного зала в 2001 году. В 2011 году он принимал участие в написании копий иконографических и портретных изображений Святителя Иоасафа Белгородского для Белгородской и Старооскольской епархии. Им была написана сюжетная картина для часовни Свт. Иоасафа на Свято-Троицком бульваре.

Поздравить художника пришли мэр Белгорода Сергей Боженов, начальник управления культуры администрации Белгородской области Сергей Курганский, начальник управления культуры администрации г. Белгорода Андрей Колесников; представители учреждений культуры Белгорода и Белгородской области, творческих союзов, члены региональных отделений Союза художников России из Белгорода, Курска, Ярославля, председатель Сумского отделения Национального Союза художников Украины.

      По окончании официальной части автор провёл экскурсию по своей выставке. Знакомство с ней начинается с картин, связанных с городом, в котором художник живет вот уже более тридцати лет. На выставке вниманию зрителей представлено более 80 живописных и графических произведений, созданных С. Дымовым с середины 1970-х годов по сегодняшний день.

Есть здесь изображение небесного покровителя Белгорода – Святителя Иоасафа Белгородского на фоне панорам старого и современного Белгорода. Немало внимания автор уделяет и старым белгородским домикам, многие из которых уже стерты с лица земли и из памяти новых поколений горожан.

Помимо пейзажной живописи (как городских пейзажей, так и изображений природы, а также пленэрных этюдов), художник работает в жанрах натюрморта и портрета («Автопортрет» 1978 года, натюрморты). Здесь эти жанры представлены, так сказать, в чистом виде, но, как правило, художник смешивает их, дополняет их отсылками к миру сновидений, фантазий, и в результате получаются сложные по замыслу и композиции произведения, которые непросто отнести к тому или иному жанру.

В зелёном зале большой интерес зрителей вызвала инсталляция, которую составили фотографии из семейного архива художника, фотопортреты его дочери Юлии (автор – её муж Джей Джефер, художественная фотография), акварели его сына Алексея («Кот», архитектурные фантазии). Мольберт с неоконченной работой, предметы мебели воспроизводят уголок мастерской художника. На полке – книги белгородских писателей и поэтов, подаренных художнику авторами. Некоторые из этих книг проиллюстрированы Станиславом Дымовым (в зале экспонируются иллюстрации к книге Евгения Дубравного «Мои журавли»).

Здесь представлена и графика Станислава Дымова – главным образом, это рисунки пером (исключение – портреты известных исторических деятелей, «птенцов гнезда Петрова» Александра Меншикова, Бориса Шереметева и Гавриила Головкина, написаны темперой). Сюжеты во многом перекликаются с живописными полотнами, которые мы увидим в следующих залах. В частности, в рисунках присутствует интерес к античной мифологии (женщины мифологии - «Пандора», «Галатея», «Психея»), к теме «художник и модель», фантастическим женским образам («Девушка и цветы»).

Большинство живописных произведений так или иначе говорят о личности, о внутреннем мире художника, содержат глубокую символику, не до конца поддающуюся истолкованию. Это такие картины, как «Отчий дом», «Одиночество», «Странник», «Канатоходец», «Рассвет», «Сон художника».

Автопортреты всегда представляют особый интерес, поскольку в них художник особенно откровенен со зрителем, приоткрывая перед ним свой внутренний мир. В первом зале вы видели «традиционный» автопортрет художника выполненный в ранний период творчества. Позднейшие автопортреты становятся больше по формату, сложнее по замыслу и композиции – «Автопортрет с желтыми цветами», «Автопортрет с ромашками».

В некоторых произведениях присутствует сочетание повседневных пейзажей и фантазий, иллюзий, снов, проникающих в этот повседневный мир («Тихая гавань», «Однажды вечером», «Странный сон», «Полет ангела»). Это придает картинам черты меланхолии, тоски по несбыточному, ностальгии. Философский подход отличает композиции «Вавилонская башня», как и «Триумфальная арка», где изображены пришедшие в запустение сооружения, призванные когда-то увековечивать великие достижения и триумфы.

Завершают выставку картины, создающие созерцательное настроение, наполняющие жизнь тихой радостью – «Звездопад», «Весенний дождик», «Вечерний натюрморт».

Заметим, что Станислав Дымов не очень любит давать названия своим работам: по его мнению, это значительно ограничивает собственный полёт фантазии зрителя. «Зритель тоже должен работать», - говорит художник.

Творчество С. Дымова нельзя уместить в рамки како­го-либо единого стиля или направления, будь то символизм, прими­тивизм или фантастический реализм. Художника привлекает то неуловимое, что скрыто за видимой реальностью, - мир фантастических, мифологических существ, мир сказки, мистики, снов. «Живописные и графические произведения Станислава Дымова – это полет мысли, рожденный фантастической надеждой на возможность невозможного. Не случайно его главный герой – вечный странник, в котором легко угадываешь самого автора, путешествующего во времени, в лабиринтах памяти», - пишет о художнике искусствовед Галина Половина. И с этими лабиринтами памяти, грёз и снов приглашает своих зрителей соприкоснуться автор.

 

 Выставка продлится до 21 октября


посещаемость 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ  ВЫСТАВОЧНЫЙ  ЗАЛ  "РОДИНА"

(4722)32-71-66