Выставка «Художники-фронтовики»

 

 

4 августа выставочный зал «Родина» ко дню города, в канун 71-й годовщины освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков представил выставку  «Художники-фронтовики» из фондов Белгородского государственного художественного музея.

С началом Великой Отечественной войны художники приняли самое активное участие в борьбе с врагом. Война породила качественно новое понятие –   художник-фронтовик, содержание которого раскрывается не только принадлежностью художника к батальному жанру. Война по-новому определила смысл и назначение его профессии.

 

Среди художников было немало добровольцев, отправившихся на фронт в первый день войны. Далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и разведывательных подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты, но между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. Наравне с мастерами других видов искусства, их творческим трудом создана впечатляющая изобразительная летопись войны. Сохранившиеся фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.

Экспозиция «Художники-фронтовики» включает в себя 67 живописных и графических произведений выдающихся советских художников-участников Великой отечественной войны.

Графический раздел выставки непосредственно обращён к теме войны и представлен как фронтовыми рисунками, так и графическими листами событийного характера,  выполненными в военное и послевоенное время.

Дух военного времени передаёт литография А.Ф. Пахомова «В очаге поражения» 1942 г. В  годы Великой Отечественной войны А. Ф. Пахомов оставался в осажденном Ленинграде. В серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944 гг.), удостоенных Государственной премии СССР, А.Ф. Пахомов с исключительной силой передал мужество ленинградцев в борьбе с врагом, трудные дни осажденного города.

Основополагающее значение в графике военных лет имел плакат.  Особое место в этом виде искусства принадлежало работам Кукрыниксов (творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (19031991), Порфирий Крылов (19021990) и Николай Соколов (19032000), чьи работы также экспонируются в графическом разделе выставки. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Они сотрудничали с одним из успешнейших детских поэтов –  Самуилом Маршаком, чьи стихи буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов призывали к победе! Призывали так хорошо, что Гитлер обещал расстрелять Кукрыниксов после взятия Москвы в числе первых.

 

 Живописный раздел выставки представлен произведениями народных художников СССР Б. Щербакова, братьев А. и С. Ткачёвых, народных художников РСФСР Н. Соломина, заслуженных художников РСФСР А. Курнакова,  П. Жигимонта. В большей степени  работы обращены к мирной послевоенной жизни страны  и демонстрируют в жанровом многообразии любовь к родине, за которую они сражались.

Великая Отечественная война оказала  сильнейшее влияние на советских художников и в целом на всё русское искусство второй половины ХХ века. Известно, что художники, пережившие войну, первоначально стремились осмыслить её в образах событийных и лишь много позднее обратились к теме воспоминаний, раздумий, к более опосредованному метафорическому раскрытию темы войны.

Работы братьев Ткачевых, посвященные нашему недавнему прошлому, несут представление о жизни сельских жителей и раскрывают их будни, семейные праздники, детство, материнство, жизнь с младенческих лет до старости.  Особый блок экспозиции посвящен событием Великой отечественной войны, с которой братья Ткачевы знают не понаслышке. Образы солдат простые и ясные, в то же время, достаточно монументальны. К своим многофигурным, крупнофигурным,  крупноформатным полотнам братья Ткачевы создают массу этюдов-картин, исполненных непосредственно на натуре. Часть из них к картине «Сыновья» органично вошла в  экспозицию.

 Ткачевы мастерски пишут пейзажи, портреты, жанровые сцены, интерьеры. Они робко выработали свой изобразительный язык, который непрерывно развивался, совершенствовался и обогащался. В музейном собрании, в основном представлены их работы 70-90-х гг. ХХ века, то есть, наиболее зрелого периода. Их живопись, то звонкая и контрастная, то мягкая и сдержанная, продолжает традиции московской школы. Недаром их дар колористов высоко ценили С.В. Герасимов Б.В. Иогансон

           Николай Константинович прожил большую, трудную, но достойную жизнь, полную великих событий. По его биографии, живописным работам, портретам современников можно изучать историю нашей Родины.

Обучаясь в художественном училище памяти 1905 года, Соломин был учеником Николая Петровича Крымова, верность принципам которого он сохранил в своем творчестве. После поступления в Московский художественный институт имени Сурикова в жизнь Николая Соломина вошла Великая Отечественная война. Рядовым 18-й Дивизии Народного Ополчения он дошел до Берлина, побывал в немецком плену. Вернувшись с фронта, завершил учебу в институте, пройдя курс в мастерской Сергея Герасимова и Георгия Ряжского.

Николай Константинович Соломин работал очень тщательно, прорабатывая, выписывая каждую мельчайшую деталь, причём до такой степени, что его даже упрекали в натурализме. Примером такой живописи Николая Соломина могут служить представленные в экспозиции.

              Николай Константинович Соломин принадлежал к плеяде художников, в чьих произведениях основное место занимала тема быта послевоенной деревни. Мастер жанровой картины и исторической панорамы, непревзойденный портретист и автор виртуозных пастельных натюрмортов, карандашного рисунка – все это характеризует творчество Николая Соломина. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее и в более чем двадцати региональных музеях России.

Среди представленных на выставке произведений экспонируются 4 работы нашего земляка – белгородского художника Льва Блякницкого, который в 1943 ушел добровольцем в Красную Армию, а впоследствии принимал участие в войне с Японией.

Выставка разнообразного жанрового и тематического диапазона, а также представленный на ней круг имён художников ХХ века первого ряда будут интересны самой широкой аудитории.

 

 

 Галина Половина, заведующая

 

научно-экспозиционным отделом БГХМ

посещаемость 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ  ВЫСТАВОЧНЫЙ  ЗАЛ  "РОДИНА"

(4722)32-71-66