С 1 по 24 ноября в выставочном зале «Родина» проходит выставка «Прореализм» курского художника Владимира Дайбова. 15 ноября здесь состоялась его встреча с белгородскими зрителями.

Встреча объединила художников разных поколений, искусствоведов и просто зрителей. Вместе с Владимиром Александровичем в Белгород приехал курский художник Борис Грошенко, и даже председатель Сумской областной организации Национального союза художников Украины Иван Гапоченко проделал достаточно долгий путь в наш город для того чтобы повстречаться с курскими и белгородскими художниками.

В начале встречи Владимир Дайбов коротко рассказал о том, как он стал заниматься творчеством:

«После армии я работал на Ижорском заводе, попал в изостудию этого завода. И так получилось, что в 23 года я впервые взял в руки кисть. Времени на освоение живописных навыков было немного, и всего за полгода я подготовился к поступлению в Ленинградское художественное училище, вступительные экзамены успешно сдал. Поступал в училище вместе с Виктором Цоем и Георгием Гурьяновым, но уже через год ушел из училища Гурьянов, а через два – Цой. Время было интересное, и самой главной школой был сам Питер, его среда; уроки истории искусств у нас проходили не в аудиториях, а на улицах, где мы смотрели на памятники архитектуры, и в музеях. После училища по распределению приехал в Курск, где и живу до сих пор.

В 1990 работал на стипендии в Западной Германии, в городе Шпайер. Когда в городе Мангейме я посетил музей современного искусства, стало понятно, насколько обокрали нас те, кто запрещал распространять западное искусство в СССР. Было полезным и общение с художниками-модернистами. Из Германии я вернулся в Россию другим человеком, впитав то, чего недоставало в отечественном искусстве».

Вопрос из зала: «Над какими картинами работаете сейчас?»

В. Дайбов: «Сейчас – ни над какими. После каждой персональной выставки нужна пауза, некое переосмысление своего творчества – после того как посмотрел на свои картины отстраненно, в интерьере выставочного зала, а не в мастерской».

Вопрос из зала: «Как Вы относитесь к современному искусству, его новым формам – инсталляциям, акциям?»

 

В. Дайбов: «Недавно один художник прибил гениталии к брусчатке на Красной площади – ясно, что это не имеет отношения к искусству, как и продажа своих фекалий другим художником. Эти явления – повод подумать о том, что не все происходящее в художественной жизни можно называть искусством. Думаю, что причин умирать у изобразительного искусства нет, коль скоро потребность в нем существует у человека еще с древности. Когда я был в Германии, меня не понимали там, удивлялись, зачем я занимаюсь реалистическим искусством. У меня же возникал другой вопрос: откуда такая идеологическая зашоренность в свободной капиталистической стране? Почему изобразительные и неизобразительные практики в искусстве не могут существовать параллельно? Ведь зритель имеет право выбирать, а художник имеет право творить так, как ему нужно. Может быть талантливо сделанная абстракция и безобразное реалистическое искусство, и наоборот. Бывают талантливые инсталляции и перфомансы, ведь искусство не имеет границ. Правда, свобода – это хорошо, но внутренний ценз, внутренняя концентрация должны присутствовать. Если у художника есть что сказать, и он может «сказать» это талантливо, - такое искусство не может быть несовременным! »

Вопрос из зала: «Какие имена для Вас являются вершинами мирового искусства?»

В. Дайбов: «Если я начну называть имена, то запутаюсь и кого-нибудь пропущу. Лучше назову направления, которые мне близки: это русский авангард начала ХХ века, немецкий экспрессионизм. Был период увлечения импрессионизмом, но я очень скоро пришел к большей плоскости, большему пространству. Я люблю искусство, апеллирующее к массам, плоскостным обобщениям. Всегда любуюсь фресками Феофана Грека – как это просто и гениально сделано!»

Вопрос из зала: «Бывает ли желание что-то изменить в уже законченной работе?»

В. Дайбов: «Нет, то, что выставлено, - уже полностью законченные работы. Исправлять я их не намерен. Но эта тема может быть продолжена в серии работ».

Вопрос из зала: «А есть ли у Вас любимая тема?»

В. Дайбов: «Нет. Есть нелюбимая – портрет. Я не очень чувствую этот жанр. Тут есть противоречие: я могу нарисовать похоже, но сделать из этого искусство не могу. Потому и не берусь».

Вопрос из зала: «Расскажите, пожалуйста, о своем преподавательском опыте».

В. Дайбов: «До недавнего времени вместе с художником Борисом Грошенко мы преподавали композицию на художественно-графическом факультете Курского университета. Те, кто попадал в наши руки, вскоре стали другими студентами, хорошими художниками. Начинали мы с внушения мысли о том, что они не студенты, а художники. Нельзя думать так: вот сначала я поучусь, а потом стану художником.  Нужно сразу осознавать себя художником и постепенно корректировать, улучшать то, что плохо получается. Необходимо работать над своим внутренним миром, иметь что сказать. Ведь если автору сказать нечего, то все его мастерство не имеет никакой цены. 

Однако в какой-то момент композиция на худграфе стала не нужна (!), и мы с Борисом Александровичем благополучно ушли».

Вопрос из зала: «Играют ли роль в вашем творчестве другие виды искусства – музыка, например?»

В. Дайбов: «Да, в моей мастерской всегда звучит музыка. Это может быть разная музыка, в зависимости от того, что я делаю. Так же важны и литература, и кино, и общение с людьми – важна сама среда. Люблю джаз, много лет сотрудничаю с Леонидом Винцкевичем, организатором «Джазовой провинции». Слушаю старый рок – «RollingStones». «LedZeppelin», «BlackSabbath»…»

 

Завершилась встреча рождением проекта новой выставки художников молодежных объединений Белгорода и Курска, которая в 2014 году пройдет в Курске, а в 2015 – в Белгороде. 

посещаемость 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ  ВЫСТАВОЧНЫЙ  ЗАЛ  "РОДИНА"

(4722)32-71-66