Открытое обсуждение проектов стрит-арта в Белгороде

12 ноября в выставочном зале «Родина» прошла встреча, необходимость в которой назрела уже давно. В этот день здесь собрались по поводу возникших в течение года на стенах белгородских домов и сооружений масштабных рисунков, призванных сделать Белгород более интересным и уютным, а также предоставляющих возможность молодым художникам повлиять на сложение облика городской среды. Это были как работы, выполненные в рамках конкурса по оформлению зданий и сооружений в стиле граффити «Стрит-Арт» (организованного управлением молодежной политики и управлением архитектуры администрации города Белгорода), так и самостоятельные проекты инициативных авторов. Появившиеся росписи вызвали многочисленные положительные отклики у простых горожан.

Появилось несколько публикаций на эту тему, из которых в достаточно комплиментарном стиле выдержана публикация Евгения Гриценко «Стрит-арт выходит из подполья», опубликованная в сентябрьском выпуске журнала ОнОНАС (http://www.belpressa.ru/news/news/strit-art-vyhodit-iz-podpolya/). А 11 ноября ан сайте belpressa.ru появилась статья Екатерины Шароновой «Облик Белгорода: куда идем?» (http://www.belpressa.ru/news/category/society/news/oblik-belgoroda-kuda-idyom05512/). Этот материал носит характер в большей степени аналитический и критический, поскольку впервые на тему белгородских росписей высказались профессиональные художники, которые вообще не были осведомлены о конкурсе. К тому же, речь зашла о размещении рисунка на фасаде здания на проспекте Б. Хмельницкого, 71, где находится не только выставочный зал «Родина», но и более 40 лет располагается правление Белгородского отделения Союза художников России. Это обстоятельство сделало вопрос об исполнителе росписей принципиальным.

Постепенно стало понятно, что возникшие вопросы и разногласия – следствие, как ни банально это звучит, недостаточного общения между художниками, представителями власти и населением города, для которого, в общем-то, и организуются подобные проекты. И встреча 12 ноября в определенной мере была призвана исправить эту ситуацию и сделать взаимодействие между всеми участниками городского сообщества более продуктивным. Для этого были приглашен один из организаторов конкурса  граффити - начальник управления молодёжной политики администрации города Белгорода Александр Немыкин, заместитель начальника управления культуры администрации города Белгорода Людмила Грекова, председатель БРО Союза художников России Станислав Фёдорович Дымов, художник-монументалист Родион Кузнецов, руководитель дизайн-студии М207, член жюри конкурса «Стрит-арт» и автор одной из обсуждаемых росписей Геннадий Арчибасов, попробовавшие себя в области стрит-арта Анастасия и Дарья Лисич, Владимир Евенко, братья Юрий и Анатолий Зеленские.

Высказаться о росписях молодых авторов пришли специалисты в области монументального искусства - заслуженный художник России Анатолий Шишков, заслуженный архитектор России Владимир Вишневский, художник-монументалист Владимир Ситников, члены Союза художников Игорь Рулев, Станислав Доляновский.

Вначале слово взял Александр Немыкин, рассказавший об идее конкурса. Возникшей после мониторинга соцсетей, в результате которого выяснилось, что в Белгороде есть молодежь, желающая украсить городскую среду. Но деятельность молодых авторов носила бессистемный, случайный характер, и управлению молодежной политики пришла идея систематизировать этот процесс, объявив конкурс. Главным его итогом стало не только привлечение талантливых авторов к украшению города, но и многочисленные обращения белгородцев с просьбой украсить их дом или подъезд. Вместе с тем начальник управления молодежной политики отметил и ряд недоработок – прежде всего в том. что к обсуждению проектов не были привлечены профессиональные художники, да и информация о конкурсе распространялась в основном по соцсетям, а этого явно не было достаточно.

Выступившие затем Анатолий Шишков и Владимир Вишневский обратили внимание присутствующих на то, что оформление любой стены в городе – это монументальная пропаганда в действии, и к росписям фасадов должны поэтому привлекаться самые талантливые и самые подготовленные к подобным работам авторы. Существующие рисунки оба выступающих подвергли критике прежде всего потому, что большинство из них находится в центре города, который должен оформляться с особенным вниманием. Эту мысль подержал и Станислав Дымов. Наиболее конструктивную позицию занял художник Родион Кузнецов, предложивший зонировать город с целью даль возможность проявить свои таланты как профессионалам, так и молодым, пусть неопытным, но полным энтузиазма авторам. К слову, выполненные росписи не принесли их исполнителям ни копейки: практически все полученные деньги были потрачены на материалы, а кто-то и вовсе ушел в «минус».

Первая встреча, прошедшая в подобном формате, показала свою полезность и новизну, поскольку формат общественных обсуждений проектов, касающихся формирования городской среды, с привлечением профессионалов, представителей администрации города, и заинтересованных граждан у нас пока еще не прижился. В конце встречи было решено собраться через месяц, в рамках запланированной в «Родине» конференции, посвященной интеграции системы образования и культурных институций, где в специальный раздел будет вынесена тема: «Проблема художественного образования и участие молодых авторов в эстетизации городской среды». Ожидается, что в обсуждении этой темы за круглым столом примут участие не только художники и общественность, но и представители управления архитектуры, без участия которого вопросы средового дизайна не могут решаться в принципе. 

посещаемость 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ  ВЫСТАВОЧНЫЙ  ЗАЛ  "РОДИНА"

(4722)32-71-66